Россия                           Добро пожаловать на сайт МКОУ Орловская СОШ !  

Воронежская область                              

Новоусманский район

 

Анализ работы

 

по «Введению ФГОС на первой ступени образования»

 

в 1 классах МКОУ «Орловская СОШ» в 2011-2012 учебном году.

 

 

    Цель: проанализировать эффективность введения ФГОС в 1 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения.

       В 2011-2012 учебном году на обучение поновым ФГОС второго поколения перешли два                        1 класса, в которых обучается  32 учащихся.

 

     Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел  федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения,  в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

     Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

 

     Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

     Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Переход на ФГОС НОО осуществлен через:

1. Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС НОО.

2. Составление основной образовательной программы НОО.

3.Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС НОО.

4. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС НОО.

5. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.

Нормативно-правовое обеспечение введения на ФГОС НОО

Создана нормативно – правовая база, которая основывается на документах федерального, регионального уровня:

Нормативные документы по введению ФГОС на федеральном и региональном уровне:

·       Закон РФ «Об образовании».

·       Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 10.04.2009г.

·       Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 01.06.2009г.

·       Приказ о введении ФГОС НОО 06.10.2009.

·       ФГОС НОО 06.10.2009.

Созданы следующие нормативные документы по введению ФГОС на уровне ОУ:

·       Приказ об утверждении ООП НОО;

·       Приказ об утверждении Положения о распределении стимулирующей части;

·       Приказ об утверждении учебного плана;

·       Управляющим Советом принято решение о процедуре участия школы по введению ФГОС.

·       Разработана образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

·       Определены учебные рабочие программы.

·       Утвержденыпрограммы внеурочной деятельности.

·       Внесены изменения в локальные акты, регламентирующие стимулирующие и компенсационные выплаты в связи с переходом на ФГОС.

·       Внесены изменения в должностные инструкции в связи с переходом на ФГОС (учитель начальных классов, заместитель директора по УВР).

Выводы:

- Разработана основная нормативная база в соответствии с требованиями введения ФГОС;

- В план ВШКшколы на 2011/2012 учебный год были включены мероприятия по контролю введения ФГОС в начальной школе.

- Требуют доработки локальные акты по организации внеурочной деятельности в 1 классе.

Задачи:

- В план ВШКшколы на 2012/2013 учебный год запланировать мероприятия по контролю введения ФГОС во 2 классы.

- Необходимо доработать локальные акты по организации внеурочной деятельности в 1 и 2 классах.

- Организовать психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

 

Методическое сопровождение перехода на ФГОС

1. Осуществлена курсовая подготовка учителей начальной школы на базе ВОИПКиПРО.

2. Организована деятельность рабочей группы по созданию основной образовательной программы. В течение года ведется работа рабочей группы по доработке, реализацииосновной образовательной программы.

3.Разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, оценивающие метапредметные умения обучающихся 1 ступени образования.

4.Организована психолого-педагогическая диагностическая работа.

- Определены методикидиагностики готовности детей к школе.

-Проведена входная и итоговая диагностики в 1 классах. Начата работа по собеседованию с детьми на 2012-2013 учебный год.

-Педагогами начата работа по отслеживанию формирования УУД;

5. Проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики учащихся по итогам

1 класса.

6.Организована работа по проблемам:

- организация накопительной системы оценки.

- организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности.

- разработка заданий направленных на формирование универсальных учебных действий.

- система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

7. Отслеживается занятость учащихся во внеурочной деятельности

8. Проведенымероприятия по апробации Федерального государственного стандарта начального общего образования.

    

     Итоговые работы за первый класс выполнили все обучающиеся. (Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и  итоговое оценивание (в форме комплексной письменной  работы) показали, что  100%   у обучающихся   1-ых классов  сформированы  основные ключевые умения: навык чтения, умение работать с текстом,  выполнять инструкции), позволяющие  успешно продвигаться  в освоении  учебного материала на следующем этапе обучения.

Выводы:

- в течение года проводилась работа по формированию УУДу учащихся 1 класса;

- организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных умений через комплексные диагностические работы, тестовые задания.

Задачи:

-На основе аналитической деятельности скорректировать ООП НОО для2 классов.

 

Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

1.Приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работниковшколы.

2.Разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением ФГОС НОО.

 

Информационное обеспечение введения ФГОС НОО

     Проведены классные и общешкольные родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы на новые ФГОС, представлена программа действий по реализации стандартов.

1. Организовано информирование участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения ФГОС НОО (Протоколы родительских собраний,заседаний органа общественного управления, на которых происходило информирование родительской общественности.Публикации на сайте).

2. Впубличном докладе общеобразовательного учреждения за 2011-2012 учебный год имеется раздел, содержащий информацию о ходе введения ФГОС НОО.

3. Размещена информация о ходе введения ФГОС НОО на сайте школы.

Материально–техническое обеспечение перехода на ФГОС

За счет регионального финансирования улучшено материально – техническое обеспечение для введения ФГОС в 1классе с 2011 года:

В кабинетах 1 классов был сделан ремонт.

Согласно требованиям СанПин в классах заменена ученическая мебель на регулируемую.

     Расширен библиотечный фонд (художественная, справочная литература, ЭОРы).

     При организации обучения используется учебно-методический комплекс «Школа России». Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Электронные образовательные ресурсы приобретены за счет средств школы (электронная поддержка уроков окружающего мира, литературного чтения).

     В школе организован доступ к сети Интернет. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром безопасности.

Выводы:

- Кабинеты  в начальной школе не в полной мере соответствуют нормам для введения ФГОС.

Задачи:

- Продолжить обеспечение материально-технической базы для учащихся 1 и 2 классов.

 

Контроль выполнения плана перехода на ФГОС

     Документация на уровне школы была  подготовлена в полном объёме. Был  создан  план по внедрению и реализации ФГОС, целью которого  было создание условий для внедрения и реализации стандартов второго поколения.

В рамках  реализации  плана были проведены педагогические советы  по темам:

«Система оценки результатов образования в условиях внедрения   ФГОС»,

«ФГОС общего образования: структура, содержание»;

- проведены родительские собрания и консультации с родителями будущих первоклассников по проблемам введения ФГОС;

- все педагоги начальных классов прошли курсы повышения квалификации.

На  МО учителей начальных классов решались учебно-методические задачи:

- изучение и внедрение в практику «общеобразовательные стандарты нового поколения»;

- непрерывное  совершенствование  уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере в условиях реализации стандартов второго поколения;

- использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности обучающихся.

Выводы:

Первые результаты  внедрения ФГОС показали, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения  и развития школьника,  востребованы  в  условиях нашего образовательного учреждения.

Отмечается следующие положительные тенденции:

-положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты  нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);

-использование учителями  в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;

-осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;

-возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами;

- положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности;

Но наряду с положительными моментами есть и  проблемы, которые необходимо отметить:

-  недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей  начальных классов к реализации ООП;

-  необходима коррекция  всех разделов  самой  программы Основного общего образования.

 

Исходя из анализа,  необходимо наметить пути решения

     Для этого необходимо всем педагогам школы активно  включится в процесс реализации стандартов второго поколения, для этого назрела необходимость  создать рабочие группы по отработке основных разделов ООП, прописать систему оценивания, вникать в структуру рабочих программ т.к. ее необходимо прописывать не только учителям начальных классов, но и учителям предметникам, работающим в классах реализующих стандарты (ИЗО, музыки, физической культуры, иностранного языка).

     Учителям, предполагающим работать по ФГОС, пройти курсы повышения квалификации.

     Продолжить изучение  и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.

 

 

 

Заместитель директора по УВР:                             Кунаева Л.Н.

 

 

 


ФГОС для родителей
 

Уважаемые родители!

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования (выпускникам 1 ступени образования):

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИОС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, общественно-полезное, патриотическое, проектная деятельность).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные), экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

Переход на новый Стандарт проходил поэтапно. В 2010/2011 учебном году Стандарт вводился в 1-х классах некоторых школах области. С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.

Продолжительность уроков в начальной школе:

·        Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

·        во 2-4 классах –45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

·       в 1 классе – 33 учебные недели;

·       во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней.

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся    определяется учебным образовательным планом школы, который предусматривает:

·        обязательные учебные занятия, объемом 21 час  в 1 классах и 23 часа во 2-4 классах в неделю;

С полным содержанием ФГОС   можно ознакомиться на сайте http://standart.edu.ru/

 

Hosted by uCoz