Россия                           Добро пожаловать на сайт МОУ Орловская СОШ !  

Воронежская область                              

Новоусманский район

История школы: 

Прошедшие поколения незримо протягивают к нам свои руки. Они передают нам не только свои трудовые навыки, опыт, достижения, свои приобретения, успехи - материальные и духовные, культурные, но и свои промахи, просчеты, неудачи, беды и горести. Все это оставило свой след в истории и досталось в наследство ныне живущим людям. А мы, что-то приняв из прошлого и что-то отвергнув, сами оставляем в наследство будущим поколениям и свои достижения, и свои ошибки и недостатки.
    Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственном опыте, и все же история былых времен должно учить всех нас. И в этом также одно из ее главных предназначений. Важно лишь правильно воспринять ее уроки.
Знать прошедшее - значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили римляне, "история - это учитель жизни". У каждой школы есть своя история. У Орловской школы - своя.

Образование Орловской школы.

С маленькой церковно-приходской школы начинается история образования Орловской школы. За три года учебы в такой школе наши далекие предки успевали познакомиться со всеми великими именами русской литературы, истории науки и культуры, выучить наизусть множество молитв, заповедей, притч из "Закона Божьего", приобрести удивительные навыки остроумного решения задач и примеров. Выпускники этих школ были самыми уважаемыми людьми на селе, потому что они умели философствовать о миросоздании, беседовать о нравственности жизни, справляться со всеми возможными в то время финансовыми операциями.
   
В 1915г. центр образования переместился в земскую школу. Их в Орлово было две: Загородская начальная школа и Селивановская начальная школа. Эти школы строили земства с местной волостью. Волостным старшиной был Гречишников Иван Кириллович. Загородскую школу возглавляла Рубцова Елизавета Емельяновна.  В советское время в 1922г. трехгодичное образовательное учреждение преобразовано в семилетнюю школу.
   
Директором Селивановской семилетней школы был Леликов Павел Михайлович, его жена русоковед Лидия Леонидовна - дочь местного священника. В 1937г. Павел Михайлович был репрессирован, возможно потому, что жена была дочерью священника. Одной из основных задач семилетних школ было выполнение всеобуча. Несмотря на противоречивость социально - экономического развития нашей страны, на протяжении многих лет учительские коллективы Орловской школы стремились всегда дать знания детям, воспитать их честными, высоконравственными.
   
Долгое время во главе Орловской семилетней школы была Начурко Екатерина Дмитриевна. В 1934 г. был первый выпуск Орловской семилетней школы. В военное время и в начале 50х годов школой руководила Егорова Антонина Алексеевна, которая была награждена за долгий и честный труд на ниве просвещения орденом Ленина. В образцовом порядке сохранено было школьное здание, обеспечен был успешный учебный процесс, а школа считалась единственным очагом культуры на селе.

Военное время. 

1939 - 1945 гг.  Вспоминает Болотова Полина Захаровна.

1935 год. Колхозы еще не набрали достаточных сил, чтобы развернуть полевые работы. Председателями были полуграмотные мужчины, но зато у них было стремление к улучшению жизни народа. Появились первые тракторы. Нужны были трактористы. Мальчиков 15-16 лет с четырехклассным образованием послали в Р-Хаву учиться на трактористов. В школе были организованны горячие завтраки. Колхоз выделял продукты бесплатно. Жизнь начинала набирать темпы. Наша школа была реорганизована в семилетнюю.  
    Июнь 1941г. Война. Мужчинам и юношам, включая 1923-24 гг. рождения, медсестрам, телефонисткам были вручены повестки.
Все эти юноши и девушки бывшие ученики Орловской школы. Многие из них не вернулись. Их имена числятся в списках погибших. А ведь некоторым из них не было и 20 лет. 1943г. Ушли юноши 1925-26гг. рождения. Некоторые из них были взяты в конце III четверти. Единицы остались живы. 
   
     Фронт стал приближаться к Воронежу. Жизнь становилась все труднее. Учителя села Орлово не прекращали занятия в школах. Не доставало учебников, тетрадей, письменных принадлежностей. Купить было не на что и не где. Писали на клочках бумаги разного цвета, на обрывках газет. Чернила готовили из красильного порошка, или оттапливали черные семечки подсолнечника. Топливо готовили сами. Ездили на волах, если они были, за соломой, в лес за ветками. 
   
Жители села Орлово (особенно женщины и подростки) трудились день и ночь. Было и голодно и холодно, не было ни света, ни дров, ни хлеба. Все разве опишешь, что было сделано мужественными, женщинами и детьми в эти страшные годы...
   
Летом 1942 года немцы занимают часть Воронежа. Прекращаются занятия в Орловских школах, потому что население села Орлово было эвакуировано. Родители детей школьного возраста сразу устраивали в школу по местожительству. Так прошел еще один очень и очень трудный год. Январь 1943 г. Наши войска пошли в наступление и освободили Воронеж. Жители вернулись домой. Школа была в плохом состоянии. Пришлось потрудиться директору школы, коллективу учителей и родителям. Школа  начала работать. Война продолжалась. Народ боролся с трудностями. Ни от какой работы учителя не отказывались. 1943-44 учебный год. В школах много детей переростков (15-16 лет), но в 4-ом - 5-ом классе. Но стремление к учебе у детей было большое. 1944-45 учебный год. Первый класс-46 человек - 5 букварей, одна родная речь. Каждый учитель старался научить детей читать, писать, даже в таких условиях.

Послевоенный период.

1945 год. Пришла долгожданная победа. Постепенно восстанавливалась хозяйство, налаживалась жизнь. Издается новый закон о школе. Закон укрепления школы с жизнью, с производством. Уделяется больше внимания трудовому воспитанию. При школах закладываются учебноопытные участки, проводится много бесед о профессиях, в школу приглашаются на пионерские сборы передовики производства.
   
Коллектив учителей Орловской семилетней школы был готов к выполнению этих задач, потому что директором был умный требовательный, знающий человек Мозговой В.К., который повел коллектив учителей по правильному пути. Он никогда не считал, что делает больше других, жил своей работой. 
   
Будучи директором школы, всегда ценил труд учительского коллектива и труд каждого учителя. Мы в нем видели своего руководителя и наставника, а руководитель - это зеркало, в которое смотрится столько человек, сколько ему доверено. 
    Под руководством Мозгового В.К., учительский коллектив смог на большую высоту поднять трудовое воспитание учащихся школы. Был заложен сад: яблони, груши, малина, смородина, крыжовник, клубника. 
   
Школа была удостоена награды награды на ВДНХ. Предстояло еще много сделать, чтобы улучшить работу школы, значительно повысить уровень воспитания детей. 
   
За годы работы Мозгового В.К. и Мозгового Ю.В. был полностью выполнен закон о всеучебе.  Рязанцев М.П.. Васильченко Г.И., Сердюков М.И., Тимофеев Н. Е. - директора уже Орловской средней школы с середины 50х гг. и до конца 70х годов. Они, используя умелый труд ученика, расстраивали школу, восстанавливая брошенные, разрушенные дома, собирая буквально по клочкам подсобные постройки, приобретая технику, новейшие наглядные пособия по физике, химии, оборудуя школьную мастерскую для слесарных и столярных работ известную в областном масштабе. Инициатором работы мастерской был учитель Волохин И.И. 
   
Производственная бригада учеников под руководством Чуемой Варвары Михайловны, Пелагиной Л.Д. Лесных П.З., выращивала новые сорта с/хоз. культур, закладывала аллеи, сады, работала на животноводческих фермах и полях родного совхоза. 
   
В это время гремела слава о спортивных достижениях ребят Орловской средней школы, которых тренировали учителя физкультуры: Гребенщиков М.Ф. и Беляева М.Т., о талантливых выступлениях  художественной самодеятельности учителей и учеников под руководством Сердюкова Олега Митрофановича, об удивительных организаторских и педагогических способностях завуча школы Гребенщиковой Зинаиды Яковлевны, которая подняла на высочайший уровень методическую работу в педколлективе.

80-е - 90-е годы.

80е и 90е гг. - это функционирование новой Орловской средней школы, которая объединила Горкинскую восьмилетнюю и Орловскую восьмилетнюю школы. 
   

 
Hosted by uCoz